Общая информация


Традиции и культура – это генетический код нации.

Казахстан – уникальная страна. В нашем обществе причудливо объединились и взаимодополняют, взаимоподпитывают друг друга самые разные культурные элементы.

Нам следует оберегать нашу национальную культуру и традиции во всем их многообразии и величии, собирать по крупицам наше культурное достояние.

 

В Талгарском районе действует районный дом культуры и его филиалы в с.Туздыбастау, Нура, Кызыл-Кайрат, КОГ , районная библиотека и его 8 филиалов в с.Нура, Панфилов, Тункурус, Кызыл-Кайрат, Белбулак, Туздыбастау, Гульдала и Талгарская детская библиотека.

В районе показывают свою деятельность ансамбль «Әжелер шуағы», оркестр народных инструментов «Өрлеу», танцевальные коллективы «Ару», «Балауса», «Денс Лайф» и кружки по вокалу, по народным инструментам как домбыра, қобыз и.т.д. 6 «Народных» ансамблей указывает культурную деятельность жителям района. Это ансамбль «Алатау аясында», «Хор Ветеранов», «Кукольный театр», танцевальные ансамбли «Айгүл» и «Афродита» «Духовой оркестр с.Туздыбастау». Всего в «Народных» коллективе трудятся более 130 творческих людей.

В районе для развития и сохранение культурного наследие, народных обычаи, традиции, прикладного искусства ,  во всех этих селах действует кружки по прикладному искусcтву

в Бескайнарском сельском округе Байдолда Дылдагул, Панфиловском сельском округе Сайлау Ботабеков, в Кендалинском сельском округе в Коктюбинском сельском округе Толенбаев Кайрат,  Бесагашском сельском округе для юных художников работает галерея «Көркем сурет» известного художника, автора проекта «Ұлы елдің тарандасы»  Амандос Аканаев.

 

Национальное возрождение может произойти только тогда, когда оно покоится на живительной почве многовековой культуры, питается благотворными соками исторического прошлого.

В районе 24 историко-культурных памятников из низ 18 в государственном. 1 памятник республиканского значение это средневековое городище Талгар.

Городище Талгар /Тальхиз /

 

В течение многих лет, начиная с 1979 года, археологическая экспедиция Института археологии им. А.Х. Маргулана Министерства науки – Академии наук Республики Казахстан ведет раскопки городища Талгар. Городище отождествляется со средневековым городом Тальхиром (Тальхизом), названном в письменных источниках X в. Развалины сейчас представляют собой возвышенный четырехугольный участок, окруженный со всех сторон оплывшим валом. Площадь, занимаемая укрепленной частью, составляет 9 га. По углам вала и по периметру располагались башни, за валом имелся ров. Четыре въезда находились один напротив другого в серединах юго-западной и северо-восточной стен. Соединялись они дорогой, делившей всю территорию города на четыре почти равные части. К укрепленному центру со всех сторон примыкали постройки, составлявшие пригород, вместе с которым город занимал территорию без малого 30 га.

Год за годом вскрываются участки городища, и уже сейчас можно представить, как выглядел существовавший здесь древний город. Это было тесное скопление домов, располагавшихся вдоль магистральных или чаще внутриквартальных улиц. В отличие от современной застройки, где улицы являются разделительными линиями, раньше каждая улочка являлась своеобразным объединителем группы домов, отделявшейся от города глухими фасадами, задними и боковыми стенами крайних домовладений. Это был замкнутый со всех сторон блок построек, изолированных от других. Квартал состоял из 6-15 домов, в которых жили люди, связанные родственными отношениями, общностью профессии и религиозных взглядов. Городской квартал Талгара занимал 3500-5000 кв. м, а всего на городской территории, составлявшей около 30 га, было не менее 60 кварталов.

Постепенно вырисовывается характер городского жилища. Это был дом, состоявший из двух-трех и более помещений. В жилых комнатах устраивались очаги-тандыры, служившие и для обогрева, и для приготовления пищи, в том числе  для выпечки лепешек. В хозяйственных помещениях имелись погребки, закрома для хранения продуктовых запасов. В большинстве домов сооружались большие зернохранилища, в которых хозяева держали хлеб для себя и на продажу.

К дому примыкал двор, окруженный глухими заборами – каменными или глинобитными. Внутри двора устраивались загоны для овец и коз, конюшни, сараи для коров и молодняка. Как видим, скотоводство продолжало играть большую роль в жизни древних талгарцев, ведь город в Семиречье формировался в значительной мере из переходящих к оседлому образу жизни кочевников. О том, что пережитки кочевого уклада еще долго сохранялись в быту горожан, говорят находки остатков оснований юрт во дворах некоторых домов. Такое сочетание – характерная черта для перешедших к оседлости кочевников.

Город, как удалось установить, начал формироваться в северо-восточном Семиречье в конце VIII-IX вв, особенно интенсивно этот процесс шел в X-начале XIII в. В это время город превращается в крупный экономический, политический и культурный центр. В нем развивались ремесла – кузнечное, медницкое, гончарное, стекольное, ювелирное, косторезное, металлообрабатывающее. Распространено было строительное дело.

Талгар находился в узле караванных путей, соединявших Запад и Восток, вот почему здесь обнаружены высокохудожественные изделия из металла, изготовленные на Среднем Востоке.

Население города состояло из тюрко-язычных племен, в том числе карлуков, джикилей, усуней, дулатов.

В X-XI вв. горожане уже приняли ислам. Об этом свидетельствуют раскопанные мусульманские погребения на городском кладбище, расположенные на южной окраине городища на склонах гор. Но и в быту жителей, и в погребальном обряде еще сохранилось много языческих черт, связанных с шаманизмом.

Жизнь в Талгаре резко изменилась после того, как Семиречье в начале XIII в. было завоевано татаро-монголами. Здесь стал преобладающим скотоводческий уклад, тогда как земледелие и городская жизнь пришли в упадок, и во второй половине XIII в. город прекратил свое существование.