Программа «Балапан» на 2010 – 2014 годы



Проект "Об утверждении государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение, размера подушевого финансирования и родительской платы по Талгарскому району"





Программа

по обеспечению детей дошкольным воспитанием

и обучением «Балапан» на 20102014 годы

 

 

1. Паспорт

программы «Балапан»

 

Наименование

Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2014 годы

 

Основания для разработки

 

Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана»

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, утвержденный Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922

 

Основной разработчик

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

 

Основные исполнители

 

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Акимы областей, городов Астаны и Алматы

Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан

Министерство финансов Республики Казахстан

Министерство здравоохранения  Республики Казахстан

Агентство Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан

 

Цель программы

 

Удовлетворение потребности населения в качественных услугах организаций дошкольного воспитания и обучения

 

Задачи программы

 

Обеспечить до 2015 года 70 % детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и обучением;

обеспечить до 2015 года полный охват  детей                       5–6-летнего возраста предшкольной подготовкой в организациях образования;

увеличить вариативную сеть дошкольных организаций с учетом демографической ситуации в республике и образовательных потребностей населения;

создать необходимые финансово-экономические условия для решения проблем дефицита дошкольных организаций;

осуществлять полное обеспечение дошкольных организаций квалифицированными кадрами и постоянное повышение их квалификации

 

Сроки и этапы реализации программы

 

 

2010 2014 годы

I этап –  2010 г.

II этап – 2011 г.

III этап – 2012 г.

IV этап – 2013 г.

V этап – 2014 г.

 

Целевые индикаторы

 

- количество мест, дополнительно открытых в системе дошкольного образования – 300 628 мест;

- охват детей дошкольного возраста дошкольным образованием – 70 %;

- средний показатель наполняемости групп – 25 детей;

- охват 5–6-летних детей предшкольной подготовкой –      100 %;

- доля педагогических работников с первой и высшей квалификационными категориями – 25 %.

 

 

Объемы и источники финансирования

 

Объем финансирования мероприятий по реализации Программы в 2010 – 2014 годах составляет             216 283, 5 млн. тенге, в том числе:

за счет республиканского бюджета в сумме             213 040, 0 млн. тенге;

за счет местных бюджетов в сумме 3 243, 5 млн. тенге.

 

 

2. Введение

 

        Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2014 годы (далее –Программа) разработана в целях реализации Послания Президента Республики Казахстан «Новое десятилетие – новый экономический подъём – новые возможности Казахстана» и в соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан         до2020 года, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от              1 февраля 2010 года № 922.

До обретения  независимости Казахстан обладал самой лучшей в Центральной Азии системой дошкольного образования, которая охватывала приблизительно 70% детей до 7 лет.

        В 1991 году существовали 8743 детских садов, более половины           (4868) которых были приватизированы в период «оптимизации», часть зданий детских садов была заброшена, претерпела разрушение. В целом, до            2000-го года количество детских садов в республике уменьшилось до 1144.

        За годы независимости республики стала вновь возрождаться система дошкольного образования: растёт число детских садов, создаются новые виды организаций для детей дошкольного возраста.

За период с 2007 по 2009 годы открыто 2557 дошкольных организаций на 142,1 тысяч мест, в том числе 612 детских садов на 75 тысяч мест.

        Сегодня в республике 4972 дошкольные организации, из них 2003 ­ детских сада. Охват детей дошкольным воспитанием и обучением составляет       373 160 человек или 38,7 % от числа детей дошкольного возраста.

Вместе с тем, в очереди на получение мест в дошкольных организациях остаются более 260 тысяч детей, в том числе 147 084 тысяч от 3 до 6 лет.

Демографические процессы в стране – один из определяющих факторов роста очереди на получение мест в дошкольных организациях республики;        с 2008 года число ожидающих места в детских садах выросло                             на 20,8 тыс. детей.

Анализ рождаемости детей в Казахстане за последние 20 лет показывает: с 1990 по 1999 годы произошло снижение рождаемости, а с 2000 до 2010 года – рост рождаемости, в среднем на 13 тыс. человек, что обусловит в последующем увеличение очерёдности на места в дошкольных организациях на 5 – 7 % в год.

        Программа обеспечит принятие кардинальных мер по снижению уровня дефицита дошкольных организаций в стране, повышению качества дошкольных образовательных услуг.

 

 

3.Анализ текущей ситуации

в системе дошкольного воспитания и обучения

 

Современные общественно-политические и социально-экономические условия в Казахстане способствуют устойчивому развитию системы обеспечения интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка.

Совершенствуется законодательная база, регулирующая социальную поддержку граждан, семьи. Приняты нормы, обеспечивающие полноценное развитие дошкольного детства.

В целях повышения качества содержания дошкольного воспитания и обучения в 2008 году разработан и утверждён Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения.       

С целью реализации познавательных областей Государственного общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения в образовательном процессе используются более 300 наименований литературы, прошедшей экспертизу и допущенной к обучению детей.

Разработаны и апробированы программы группового и индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы и другими особенностями развития.

Для детей, не посещающих детский сад, разработан образовательный курс «Язык детской игры», направленный на обеспечение развития детей дошкольного возраста в домашних условиях. Созданы и утверждены приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 28 января        2009 года № 27 Типовые правила деятельности дошкольных организаций, Типовые правила организации консультационных пунктов для родителей в целях поддержки домашнего воспитания, Типовые правила организации деятельности семейного детского сада, комплексов «Школа – детский сад», кабинетов коррекции и инклюзивного образования для детей дошкольного возраста.

В современных условиях развитие системы дошкольного образования в значительной степени обусловлено тем, насколько эффективно осуществляется вопрос подготовки и переподготовки педагогических кадров.

В дошкольных организациях  республики в настоящее время работает   29,8 тыс. человек, в том числе молодых педагогических работников –               8,3 тыс. (27,9%).

Образовательный уровень педагогических работников детских садов за последние годы имеет тенденцию к улучшению: 54,4 % имеют высшее образование, 3,6 % – незаконченное высшее, 40,7 % – среднее специальное,         1,3 % – общее среднее. 

Средний возраст педагогических работников – 35– 40 лет.

В 25 высших учебных заведениях и 31 учебном заведении технического и профессионального образования (далее – ТиПО) осуществляется подготовка кадров по специальности «Дошкольное воспитание и обучение».

Растет количество выпускников ТиПО по специальности «Дошкольное воспитание и обучение». Так, в 2006 году подготовлено 349, в 2007 году – 528, в 2008 году – 705, в 2009 году – 750 специалистов. Ожидаемый выпуск учебных заведений ТиПО в 2010 – 2014 г.г. – 5884 человека.

Выпуск вузов в 2008 – 2009 году составил 742, в 2009 – 2010 учебном году ожидается 717 выпускников. 

Все воспитанники дошкольных организаций в соответствии с законодательством обеспечены медицинским обслуживанием. В дошкольных организациях предусмотрены 1,5 ставки медицинской сестры и 0,5 ставки диетической сестры на 8 – 9 групп и более. В организациях, выполняющих задачи по охране и укреплению физического и психического здоровья детей и имеющих кабинеты физиотерапии, предусматриваются по одной штатной единице должности врача.

Ожидаемый выпуск медицинских сестер в медицинских колледжах в    2010 – 2014 годы 720 человек, что удовлетворит потребность в кадрах для медицинского обслуживания дошкольников в 2010 – 2014 годах.

Кроме того, медицинское обслуживание детей дошкольного возраста в мини-центрах, группах кратковременного пребывания будет осуществляться в территориальных организациях первичной медико-санитарной помощи (ПМСП).

Право детей Казахстана на дошкольное воспитание и обучение  обеспечивается различными типами и видами дошкольных организаций, таких как:

детские сады;

специальные организации для детей с особыми образовательными потребностями;

дошкольные учебно-воспитательные центры;

центры развития;

группы кратковременного пребывания (вечернего, выходного, празд-ничного) и другие.

Наблюдается тенденция повышения охвата детей дошкольным воспитанием и обучением: за последние 4 года данный показатель вырос            с 27,6 % до 38,7 %.

Государством предпринимаются меры по поддержке частных поставщиков услуг в сфере дошкольного образования. В Кызылординской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Акмолинской областях имеется практика размещения государственного образовательного заказа в частных дошкольных организациях.

По данным местных исполнительных органов по состоянию на 1 января 2010 года из 6770 населённых пунктов страны 4691, или 69 %, не имеют дошкольных организаций. Данный факт объясняется отсутствием или недостаточностью детского населения для открытия организаций образования.

        С 2006 года стали создаваться мини-центры как один из типов дошкольных организаций, и сегодня в 2969 мини-центрах воспитываются 75 872 ребёнка.

        Меры, принятые в конце 2009 года по снижению дефицита дошкольных организаций, позволили повысить показатель охвата детей с 37 до 38, 7 %: в республике дополнительно введено 404 дошкольные организации на 17 155 мест, в том числе, 318 мини-центров при школах на 7834 места.

       Более 271 тысячи пяти-шестилетних детей охвачены предшкольной под-готовкой. На базе 6430 общеобразовательных школ организовано 10754 пред-школьных класса, в них обучается 168,7 тыс. детей. В 1271 детском саду  организованы 3480 предшкольных групп для 102,6 тыс. детей.

Обеспечивается создание дошкольных организаций на государственном языке, а в местах компактного проживания национальных групп - и на их родных языках.

В 940 (46,9%) дошкольных организациях образовательный процесс осуществляется на казахском, в 260 (13%) - на  русском, в 801 (40%) – на русском и казахском, в 2 (0,1%) - на узбекском языках.

В соответствии с Типовыми правилами деятельности дошкольных организаций в детский сад принимаются дети с 3 лет.

Мировая практика показывает, что наиболее благоприятным для подготовки к обучению в школе возрастом является период развития ребёнка с  3 до 6 лет. Так, во Франции дошкольное образование не является обязательным, но практически все дети с 3 до 6 лет посещают детский сад. Аналогичная ситуация в Германии, Канаде, Венгрии, Англии. В Дании структура дошкольного воспитания и обучения схожа с казахстанской:  ясли – для детей от полугода  до 3 лет, детские сады – от 3 до 6-7 лет.

В дошкольных организациях Казахстана 89,7 % – дети 3 - 6 лет, в возрасте от 2 до 3 лет – 10,3 % от числа всех воспитанников.

В детских садах 9 областей республики функционируют ясельные группы, в которых воспитываются  дети в возрасте до 2 лет. С 2007 по 2009 годы число детей ясельного возраста снизилось с 1305 до 942.

Вместе с тем, существует проблема недостаточности дошкольных организаций в стране. Потребность в организованном дошкольном воспитании и обучении испытывается во всех регионах более чем 260 тысячами детей от     1 до 6 лет. С 2007 года очередь возросла на 40 % (от 185 до 260 тыс. чел.). Группы в детских садах, особенно в городских, переполнены: на 100 мест, в среднем по республике, приходится 111 человек.

В очереди на получение мест в ДО число детей от 3 до 6 лет составляет 147084, или 56,4 % от общей численности детей в очереди.

Основным приоритетом развития системы ДО является создание условий для охвата детей 3-6 лет организованным воспитанием и обучением, качественной подготовкой детей к учебной деятельности.

В ходе реализации Программы возможно возникновение рисков, связанных с демографическими процессами, которые будут препятствовать достижению цели.

При положительной динамике демографических процессовчисло населённых пунктов, в которых возникнет или возрастёт потребность в дошкольных организациях, увеличится.

Для снижения уровня риска, при ежегодных уточнениях показателей роста охвата детей и финансирования открытия дошкольных организаций, необходимо активизировать указанные в Программе механизмы размещения государственного образовательного заказа в дошкольных организациях и государственно-частного партнёрства.

 

 

 

 

 

 

 

4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели

результатов реализации Программы

 

4.1.  Цель Программы:

 

Удовлетворение потребности населения в качественных услугах организаций дошкольного воспитания и обучения.

 

4.2.  Задачи Программы

 

Для достижения цели программы необходимо решение следующих задач:

- обеспечить до 2015 года 70 % детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и обучением;

- обеспечить до 2015 года полный охват детей 5–6-летнего возраста предшкольной подготовкой в организациях образования;

- увеличить вариативную сеть дошкольных организаций с учетом демографической ситуации в республике и образовательных потребностей населения;

- создать необходимые финансово-экономические условия для решения проблем дефицита дошкольных организаций;

- осуществлять полное обеспечение дошкольных организаций квалифицированными кадрами и постоянное повышение их квалификации.

 

4.3.  Целевые индикаторы

 

Достижение цели Программы будет определяться посредством сопоставления и соизмерения промежуточных результатов с показателями по следующим индикаторам:

количество мест, дополнительно открываемых в системе дошкольного образования;

охват детей дошкольного возраста дошкольным воспитанием и обучением;

средний показатель наполняемости групп;

охват предшкольной подготовкой детей 5–6 лет;

доля педагогических работников с высшей и первой квалификационными категориями.

 

4.4.  Показатели результатов реализации Программы

 

В 2010 году будут введены 89 723 места в дошкольных организациях, в том числе:

34104 места в мини-центрах;

55619 мест в восстановленных, переданных и выкупленных ранее приватизированных детских садов в коммунальную собственность в установленном законодательством порядке;

в 2011–2014 г.г. будет введено 210 905 мест, в том числе:                          2011 г.– 84657;  2012 г.– 58441; 2013 г. – 38447; 2014 г. – 29360.

Будут обеспечены организованным дошкольным воспитанием и обучением к 2015 году – 70 % от общего числа детей от 1 до 6 (7) лет, в том числе:         2010 г. – 48 %, 2011 г. – 55,6%, 2012 г. – 60,8 %, 2013 г. – 65%, 2014 г. – 70%.

Будет снижен показатель средней наполняемости групп в дошкольных организациях до: в 2010 г. – 29 чел.; 2011 г. – 28 чел.; 2012 г. – 27 чел; 2013 г.–         26 чел.; 2014 г. – 25 чел.

Будут обеспечены предшкольной подготовкой к 2015 году все дети             5-6-летнего возраста, в том числе: 2010 г. – 88 %, 2011 г. – 92 %,                     2012 г. – 95 %,  2013  г. –  97%, 2014 г. – 100 %.

Доля педагогических работников дошкольных организаций высшей и первой категорий возрастёт до:

2010 г.– 23%; 2011 г.– 24%; 2012 г.– 24,5%; 2013 г. – 24,8%; 2014 г. – 25% от общего числа педагогических работников.

В вузах и организациях профессионального и технического образования будут подготовлены, пройдут курсы переподготовки и трудоустроены до      2015 года более 18 тысяч педагогических работников дошкольного образования.

Будет развиваться сеть консультационных пунктов для родителей, будут разработаны и внедрены в практику домашнего воспитания программы подготовки гувернёров-нянь.

В каждом населенном пункте будет, как минимум, одна дошкольная организация или созданы условия для осуществления иных форм дошкольного воспитания.

 

 

5. Этапы реализации Программы

 

Реализация Программы осуществляется в следующие этапы и, соответственно, будут решаться задачи:

1-й этап – 2010 год – достижение 48 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;

2-й этап – 2011 год – 55,6 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;

3-й этап – 2012 год – 60,8 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;

4- й этап - 2013 год – 65 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением;

5-й этап – 2014 год – 70 % охвата детей дошкольным воспитанием и обучением.

Проблему обеспечения детей дошкольного возраста организованным воспитанием и обучением  необходимо решать путем:

1) строительства детских дошкольных организаций на паритетных условиях за счет средств республиканского и местного бюджетов и привлечения частных инвестиций;

2) открытия мини-центров, передаче и выкупа ранее приватизированных детских садов в установленном законодательством порядке, стимулирования открытия частных детских садов путем размещения дополнительного государственного образовательного заказа в дошкольных организациях образования независимо от формы собственности;

3) использования нежилых помещений на нижних этажах строящихся жилых комплексов для открытия малокомплектных дошкольных организаций;

4) переподготовки педагогических кадров для дошкольных организаций образования в рамках Дорожной карты;

5) предоставления возможностей для получения всеми детьми 5–6-летнего возраста предшкольной подготовки.

В течение всего периода реализации Программы местными исполнительными органами будут созданы и открыты дошкольные организации в рамках государственно-частного партнерства и региональных программ развития территорий.

Также акиматы должны принять все необходимые меры по высвобождению зданий бывших детских садов, занятых подведомственными центральным и местным исполнительным органам учреждениями, для открытия в них дошкольных организаций.

Один из эффективных путей решения проблем дефицита дошкольных организаций - размещение государственного образовательного заказа в дошкольных организациях независимо от форм собственности.

Из средств республиканского бюджета будет профинансировано размещение государственного образовательного заказа в частных дошкольных организациях образования. Будет сохранен принцип возмещения расходов на питание детей за счет родительской платы.

Государственные организации дошкольного образования включаются в перечень поставщиков услуг по дошкольному воспитанию и обучению для размещения в них государственного образовательного заказа при соблюдении норм и правил деятельности дошкольных организаций, утвержденных нормативно-правовыми актами.

Местным исполнительным органом создаётся комиссия по размещению государственного образовательного заказа в частных дошкольных организациях (далее – Комиссия), утверждается положение о деятельности Комиссии (далее – Положение).

Список частных дошкольных организаций формируется Комиссией на конкурсной основе в соответствии с положением. Частные организации дошкольного воспитания и обучения, претендующие на государственный образовательный заказ, для участия в конкурсе представляют необходимые документы, перечень которых определяется Положением.

В случае превышения предложений со стороны частных дошкольных организаций над количеством мест по государственному образовательному заказу поставщики услуг определяются Комиссией на конкурсной основе по дополнительным критериям, определённым в Положении.

Комиссия в течение 3-х рабочих дней выносит рекомендации по перечню дошкольных организаций для размещения государственного образовательного заказа.

Комиссия представляет в местный исполнительный орган протокол с указанием максимально возможного количества мест для размещения государственного образовательного заказа.

Комплектование контингента детей по государственному образовательному заказу осуществляют отделы образования городов (районов) в соответствии со списком очерёдности с соблюдением объективности и прозрачности.

Отношения между местным исполнительным органом и дошкольной организацией оформляются договором.

Порядок проведения конкурса на размещение государственного образовательного заказа в частных дошкольных организациях определяется дополнительными рекомендациями уполномоченного органа.

Государственный образовательный заказ финансируется методом подушевого финансирования.

Размер государственного образовательного заказа в расчете на одного ребенка и размер максимальной родительской платы для детей, получающих услуги по государственному образовательному заказу, устанавливаются ежегодно решением акима области.

При подушевом финансировании государственного образовательного заказа заказчик оплачивает стоимость услуг на дошкольное воспитание и обучение за фактическое пребывание детей. При этом сохраняются места за детьми, отсутствующими в течение месяца по уважительным причинам (болезнь ребенка, лечение и оздоровление ребенка в медицинских, санаторно-курортных и иных организациях, предоставление одному из родителей трудового отпуска и оздоровление ребенка в летний период сроком до               2-х месяцев).

В случае финансирования государственного образовательного заказа на дошкольное воспитание и обучение из республиканского бюджета целевыми текущими трансфертами Министерством образования и науки Республики Казахстан с акимами областей, городов Астаны и Алматы заключаются соглашения. В соглашениях указывается график ввода объектов и мест с указанием их количества и график финансирования. Перечисление средств осуществляется в соответствии с планами финансирования по платежам.

Отчетность акимата по целевому и эффективному использованию бюджетных средств представляется администратору бюджетной программы по установленной форме и в установленные сроки.

В целом, реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит дополнительно к 297288 детям в 2003 детских садах и 75872 - в 2969 мини-центрах привлечь к дошкольному воспитанию и обучению 300 628 детей.

 

 

 

Всего к 2015 году дошкольным воспитанием и обучением будет обеспечено 673 788 детей.

 

6. Необходимые ресурсы

 

На реализацию Программы будут использованы бюджетные средства, а также будет использован механизм государственно-частного партнерства.

Финансовые затраты, связанные с реализацией Программы в 2010 – 2014 годы:


годы

Государственный бюджет (млн.т.)

Республиканский бюджет (млн.т.)

Местный

бюджет (млн.т.)

ВСЕГО

216 283,5

213 040,0

3243,5

2010

21 523,0

19 678,0

1 845,0

2011*

58 346,7

57 558,7

788,0

2012*

41 234,7

41 095,2

139,5

2013*

44 835,6

44 588,6

247,0

2014*

50 343,5

50 119,5

224,0

*ежегодные объёмы финансирования данной программы будут определяться при формировании бюджета на соответствующий финансовый год, исходя из возможностей доходной части республиканского бюджета.

 

В рамках указанных средств будет введено дополнительно на размещение государственного образовательного заказа 270 908 мест в дошкольных орга-низациях образования на сумму 135 792,2 млн. тенге за счет средств рес-публиканского бюджета.

Для введенных дополнительных мест необходимо осуществить пере-подготовку 6 945 педагогических работников дошкольных организаций на сумму 1 009,1 млн. тенге за счет средств республиканского бюджета.

В целях ликвидации дефицита мест в дошкольных организациях образования необходимо строительство детских садов. 

Проанализировав данные по регионам, следует отметить, что наибольший дефицит мест, с учетом дополнительно вводимых мест, сохранится в следу-ющих регионах: Жамбылская, Кызылординская, Южно-Казахстанская, г. Алма-ты и г. Астана.

В указанных регионах предлагается построить всего 82 детских сада на 18 360 мест на общую сумму 40,7 млрд. тенге:

из средств республиканского бюджета 39,3 млн.тенге

с софинансированием из местных бюджетов в размере 1,4 млрд. тенге.

Ежегодный объем финансирования строительства не превышает лимита 2010 года.

Объемы финансирования Программы в 2011– 2014 годы будут ежегодно уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год.