Внутренний анализ ГУ "Отдела сельского хозяйства Талгарского района"


АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
о результатах внутреннего анализа коррупционных рисков 
в деятельности Отдела сельского хозяйства Талгарского района
 
г. Талгар                                                                                30 ноября 2017 года
 
 
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
 
На основании приказа руководителя Отдела (далее – Отдел) от 20 ноября 2017 года № 222 «О проведении внутреннего анализа коррупционных рисков в деятельности Отдела, в период с 20по 25 ноября 2017 года проведен внутренний анализ коррупционных рисков. Внутренним анализом охвачен период работы Отдела за 10 месяцев 2017 года.
Отдел осуществляет свою деятельность на основании Положения утвержденного Постановлением акимата Талгарского района от 25 ноября  2016 года № 11-701 (далее - Положение).
Миссией Отдела согласно Положению является осуществление государственной политики в сфере сельского хозяйства.
В соответствии с Правилами внутреннего анализа коррупционных рисков, утвержденных Указом Президента от 19 октября 2016 года № 12 проведен внутренний анализ по следующим направлениям:
 
ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОТДЕЛА
 
1.      Отделв своей деятельности руководствуется:
- Закон Республики Казахстан «О обязательном страховании в растениеводстве» №533-II от 10 марта 2004 года;
- Закон Республики Казахстан «О семеноводстве в РК» № 385 от 8 февраля 2003 года;
- Закон Республики Казахстан «О государственных закупках» №434-VЗРК от 4 декабря 2015 года;
- Закон Республики Казахстан «О государственной службе РК»№416-V ЗРК от  23 ноября 2015 года.
-Закон Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» № 221 от 12 января 2007 года
- Бюджетный Кодекс РК
- Налоговый Кодекс РК
- Приказ министра сельского хозяйства Республики Казахстан № 295 от   14 июля 2017 года «О внесении изменения в приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра сельского          хозяйства Республики Казахстан от 27 января 2017 года № 30 «Об          утверждении Правил субсидирования развития племенного   животноводства, повышения продуктивности и качества продукции          животноводства»;
- Приказ Заместителя Премьер-Министра РК - Министра сельского хозяйства Республики Казахстан «О внесении изменения в приказ исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства РК от 27 февраля 2015 года №4-3/177 «Об утверждении Правил субсидирования повышения урожайности и качества продукции растениеводства, стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ, путем субсидирования производства приоритетных культур и стоимости затрат на возделывание сельскохозяйственных культур в защищенном грунте».
- Приказ Заместителя Премьер-Министра РК - Министра сельского хозяйства Республики Казахстан №31 от 27 января 2017 года  «О внесении изменения в приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 6 апреля 2015 года № 4-4/305 «Об утверждении Правил субсидирования стоимости удобрений  (за исключением органических)»
- Приказ Заместителя Премьер-Министра РК - Министра сельского хозяйства Республики Казахстан №34 от 27 января 2017 года  «О внесении изменений в некоторые приказы Министра сельского хозяйства Республики Казахстан»
- Приказ Заместителя Премьер-Министра РК - Министра сельского хозяйства Республики Казахстан №33 от 27 января 2017 года  «О внесении изменения в приказ исполняющего обязанности Министра сельского хозяйства РК от 27 февраля 2015 года № 4-1/168 «Об утверждении Правил субсидирования стоимости затрат на закладку и выращивание (в том числе восстановление) многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда»
Приказ Заместителя Премьер-Министра РК - Министра сельского хозяйства Республики Казахстан №65 от 13 февраля 2017 года  «О внесении изменения в приказ Министра сельского хозяйства РК от 5 мая 2016 года № 204 «Об утверждении Правил субсидирования стоимости гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки сельскохозяйственных культур в целях защиты растений затрат на закладку и выращивание (в том числе восстановление) многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда»
         - Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года № 153 «О мерах по дальнейшему совершенствованию этических норм и правил поведения государственных служащих Республики Казахстан»
        - Указ Президента Республики Казахстан от 29 декабря 2015 года №152
 «О некоторых вопросах прохождениягосударственной службы»
 
ВЫЯВЛЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА
1. Наличие положений, способствующих принятию решения должностым лицом по своему усмотрению в законодательстве регулирующем деятельность объекта.
В своей деятельности Отдел руководствуется законодательными актами РК, Положением Отдела. Отдел ведет деятельность  в рамках законодательных актов не способствующих принятию решений должностными лицами по своему усмотрению.
2.Наличие положений, способствующих созданию барьеров при  реализации физическими и юридическими лицами своих прав и законных интересов в законодательстве регулирующем деятельность объекта.
В Отделе при реализации своих прав и законных интересов не создаются барьеры, так как Отдел  четко придерживается в своей деятельности законодательства РК.
 3.Наличие правовых пробелов, создающих возможность произвольного толкования нормативных правовых актов.
Согласно приказа от 14.07.2017г. № 295 «О внесении изменения в приказ Заместителя Премьер-Министра РК – Министра сельского хозяйства  РК от 27.01.2017 г. № 30.  «Об утверждении  Правил субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства». Главы № 1 Общие правила пункта № 26 Отдел принимает заявки, по которым с момента возникновения оснований ( с момента оплаты за реализованную продукцию) для  ее подачи прошло не более семи месяцев (с 01 января 2018 года – не более трех месяцев) по направлениям, норматив субсидирования которых определяется местными исполнительными органами. В частности сюда входит коровье молоко, но однако имеется противоречие с Заявкой Формой № 4 на получение субсидий на удешевление затрат, производства молока, с пунктом 1, где сказано документы, подтверждающие реализацию продукции (не предоставляются в случае передачи продукции в собственные перерабатывающие предприятия или цеха), и с пунктом 2 – (Документы, подтверждающие полную оплату за реализованную продукцию- не предоставляются в случае передачи продукции в собственные перерабатывающие предприятия или цеха), на основание пункта № 26 создается пробел правовой, создающий возможность произвольного толкования нормативных правовых актов.
Рекомендуется: При разработке нормативных правовых актов более четко прописывать определения, во избежание произвольного толкования и правового пробела .
 4.Наличие конфликта интересов.
Во исполнение  ст.51 Закона РК «О государственной службе РК» «государственному служащему запрещается осуществлять должностные полномочия, если имеется конфликт интересов». В Отделе нет конфликта интересов.
5. Причины сменяемости кадров.
Согласно  штатному расписанию, утвержденному  Акимом района и согласованному с Отделом экономики и бюджетного планирования района на 1 января 2017 года,  общая штатная численность Отдела составляет 6 человек, из них: вакантных мест – 0.
В ходе анализа установлено, что за период 10 месяцев текущего года чистая сменяемость в Отделесоставила  1 единица, в том числе: главный специалист Отдела, согласно приказа руководителя Отдела №4 от 2 февраля 2017 годаДүйсенбек А.М. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 1 февраля по 1 июня текущего года. На вакантное место, временно на время отпуска основного специалиста был принят  Абдрешбаев А.Б., Приказом руководителя Отдела № 28 от 12 июля 2017года.
Вышеуказанное свидетельствует о низкой текучести кадров и стабильности  в деятельности  Отдела.
6. Увольнения (понижения в должности ) сотрудников.
За проверяемый период и за периоды предшествующие периоду проверки, увольнений или же понижения в должности сотрудников Отдела не было. В июле текущего года была проведена аттестация государственных служащих. Все специалисты Отдела прошли аттестацию - «соответствует занимаемой должности».
7.Привлечение к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.
За истекщий период 1 специалисту Отдела наложено дисциплинарное взыскание:
 Заведующиму сектором Отдела – Айменову Б.А.  было наложено взыскание, согласно приказа руководителя Отдела №16 от 3 мая 2017 года  «замечание» - за ненадлежащее исполнение возложенных на него  обязанностей.
          В соответствии с п.3 Правил премирования, оказания материальной помощи и установления надбавок к должностным окладам работников органов Республики Казахстан за счет средств государственного бюджета, утвержденных Обновленныйпостановлением Правительства Республики Казахстан от                     29 августа 2001 года №1127 (далее - Правила), регламентированы условия премирования государственных служащих.
         В ходе анализа установлено, что 2 мая текущего года в честь празднования  7 мая «Дня защитника Отечества» было снято дисциплинарноевзыскании с  сотрудника Туребаева Р.Т. Отдела досрочно (приказ №15 от 02.05.2017г).        После чего, указанному лицу приказом руководителя Отдела была выдана премии в честь празднования указанного праздника в сумме:
         - Туребаев Р.Т. – 76 000 тенге (приказ №17 от 04.05.2017г.),
Данный факт создает условия для коррупции, поскольку создаются интересы тех или иных лиц в части досрочного снятия дисциплинарных взысканий в целях получения премии.
Рекомендуется: Исключить практику снятия дисциплинарных взысканий на кануне государственных праздников.
8.Оценка деятельности государственных служащих
Ежеквартально в Отделе проводится оценка деятельности  государственных служащих. По итогам 1 квартала 2017 года – деятельность всех специалистов признана как «эффективно»
2 квартала 2017 года – деятельность всех специалистов признана как «эффективно»
3 квартала 2017 года – деятельность всех специалистов признана как «эффективно»
Данный факт говорит о том, что работа в Отделе налажена, все специалисты квалифицированны.
 9.Обучение государственнных служащих.
Обучение государственных служащих проходит согласно утвержденного графика.За 2015-2016 годы три специалиста Отдела прошли курсы провышения квалификации. За 10 месяцев текущего года, согласно графика специалисты Отдела на повышение квалификации не были отправлены. Планируется в 2018 году направить на обучение 2-х специалистов.
10.Соблюдение Этического Кодекса государственных служащих.
Все специалисты Отдела ознакомлены с Этическим Кодексом. Было проведено собрание на котором руководитель Отдела в деталях ознакомил специалистов Отдела с данным Кодексом. Нарушений Этического Кодекса государственными служащими не установлено.
11.Испытательный срок и закрепление наставников.
В текущем году в Отдел принята 1 единица. Приказом руководителя Отдела №45 от 16 октября 2017 года Абдрешбаев А.Б. принят на должность главного специалиста Отдела, после прохождения спецпроверки. Также ему назначен испытательный срок  с16 октября 2017 года по 16 января 2018 года и закреплен наставник – главный специалист Бопабаева А.Ш.
12.Аффилированность должностных лиц при государственных закупках, приватизации, покупке либо продаже имущества, активов и др.
Все государственные закупки в Отделе проходят в рамках Закона РК «О государственных закупках».
13.Совместная служба (работа) близких родственников, супругов и свойственников.
Согласно ст13 п7.  Закона РК «О государственной службе РК»  . Государственный служащий не может занимать государственную должность, находящуюся в непосредственной подчиненности должности, занимаемой его близкими родственниками (родителями (родителем), детьми, усыновителями (удочерителями),усыновленными (удочеренными), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками) или супругом (супругой), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
14.Нарушение принятых антикоррупционных ограничений и запретов, установленных для должностных лиц действующим законодательством ( в т.ч. передача в доверительное управление коммерческих организаций идр).
Согласно п.1 ст.12 Закона Республики Казахстан «О противодействии коррупции» (далее-Закон) в целях недопущения лицами, занимающими ответственную государственную должность, лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, лицами, приравненными к ним (за исключением кандидатов в Президенты Республики Казахстан, депутаты Парламента Республики Казахстан или маслихатов, акимы городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, а также в члены выборных органов местного самоуправления), должностными лицами, а также лицами, являющимися кандидатами, уполномоченными на выполнение указанных функций, совершения действий, которые могут привести к использованию ими своих полномочий в личных, групповых и иных неслужебных интересах, указанные лица с учетом особенностей, установленных статьями 1314 и 15 настоящего Закона, принимают на себя антикоррупционные ограничения по:
- осуществлению деятельности, не совместимой с выполнением государственных функций;
- недопустимости совместной службы (работы) близких родственников, супругов и свойственников;
- использованию служебной и иной информации, не подлежащей официальному распространению, в целях получения или извлечения имущественных и неимущественных благ и преимуществ;
- принятию подарков в связи с исполнением служебных полномочий в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Также согласно п.3 ст.12 Закона, согласие лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, на принятие антикоррупционных ограничений фиксируется службами управления персоналом (кадровыми службами) соответствующих организаций в письменной форме.
Всеми специалистами Отдела при поступлении на государственную службу подписывается документ о принятых ограничениях и запретах.
15. Соответствие фактических процессов оказания государственных услуг утвержденным стандартам и регламентам.
        Согласно реестру государственных услуг Отдел оказывает 12 видов государственных услуг:
1)Выдача удостоверений на право управления тракторами и изготовленными на их базе самоходными шасси и механизмами, самоходными сельскохозяйственными, мелиоративными и дорожно-строительными машинами и механизмами, а также специальными машинами повышенной проходимости;
2)Выдача регистрационного документа (дубликата) и государственного номерного знака для тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин, а также специальных машин повышенной проходимости по доверенности;
3)Государственная регистрация залога тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, а также специальных машин повышенной проходимости;
4)Проведение ежегодного государственного технического осмотра тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, а также специальных машин повышенной проходимости;
5)Предоставление информации об отсутствии (наличии) обременений тракторов и изготовленных на их базе самоходных шасси и механизмов, прицепов к ним, включая прицепы со смонтированным специальным оборудованием, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных и дорожно-строительных машин и механизмов, а также специальных машин повышенной проходимости;
6)Субсидирование повышения урожайности и качества продукции растениеводства, стоимости горюче-смазочных материалов и других товарно-материальных ценностей, необходимых для проведения весенне-полевых и уборочных работ, путем субсидирования производства приоритетных культур;
7)Субсидирование стоимости затрат на возделывание сельскохозяйственных культур в защищенном грунте;
8)Субсидирование стоимости затрат на закладку и выращивание (в том числе восстановление) многолетних насаждений плодово-ягодных культур и винограда;
9)Субсидирование стоимости удобрений (за исключением органических);
10) Субсидирование развития семеноводства;
 11) Субсидирование стоимости гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, предназначенных для обработки сельскохозяйственных культур в целях защиты растений;
12)Субсидирование  на развитие племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства.
Государственные услуги оказываются в 3-х направлениях: в области инженерии - 5, растениеводства-6  и животноводства-1.
Из 12 оказываемых услуг – 1 услуга через Портал электронного правительства, 1 – услуга посредством информационной аналитической системы
  За анализируемый период Отделом оказано  583 государственные услуги, из них 444 услуги в области инженерии, 86 услуги в области животноводства  и 53 услуги по растениеводству. Отказано-0. Жалоб по вопросам оказания государственных услуг не установлено.
Согласно пп.1 п.1 ст.23 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» информация о порядке оказания государственных услуг предоставляется посредством размещения стандартов государственных услуг в местах нахождения услугодателей и Государственной корпорации.
В ходе анализа установлено, возле каждого кабинета услогодателя,на доступном для услугополучателей месте,имеются стенды для информации, где размещена вся информация по оказываемым услугам: утвержденный стандарт, регламент, формы заявок и др. Наличие данной информации на стендах сведетельствует о том, при оказании государственных услуг не возникает коррупционного риска, так на стендах имеется вся нужная информация.
 16. Истребования не предусмотренных стандартами документов.
Согласно стандартов и регламентов оказания государственных услуг истребование не предусмотренных документов не предусмотрено.
 17. Прямой контакт услугодателя и услугополучателя
Анализ показал, что при оказании государственных услуг имеется риск прямого контакта с услугопролучателем. Из 12 видов оказываемых услуг 11 услуг имеют прямой контакт с услугополучателем.
Рекомендуется: Инициировать в уполномоченный орган вопрос об оказании услуг постредством Портала электронного правительства.
 18. Факты нарушения сроков оказания услуг
Фактов нарушения сроков оказания услуг за проверяемый период не выявлено.
19.Факты необоснованного отказа в оказании государственной услуги.
Фактов необоснованного отказа в оказании государственной услуги во время проведения анализа не выявлено.
20.Многочисленность и дублирование этапов рассмотрения документов.
Дублирование и многочисленность этапов рассмотрения документов за проверяемый период не выявлено.
21.Оказание услуг, имеющих признаки государственной услуги (скрытые услуги).
Оказание услуг, имеющих признаки государственной услуги (скрытые услуги)  в Отдел за 10 месяцев 2017 года нет.
 22.Устранение нарушений указанных в актах проверок.
За 10 месяцев текущего года в Отделе было проведено 10 проверок вышестоящими и надзорными органами. Указанные в актах проверок нарушения  были устранены в срок, ответственным лицам наложены наказания.
 Иные вопросы, вытекающие из организационно - управленческой деятельности УАП
Так, в Отдел за проверяемый период поступило - 30 обращений, из них - 4 от юридических лиц, 26 - от физических лиц. Отказано – 0.
Согласно п.1 ст.7 Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», обращения, поданные в порядке, установленном настоящим Законом, подлежат обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению.
Поступившие обращения подлежат регистрации в журнале региcтрации обращений, а также ведется регистрация в автоматизированной базе АИС ЕУОЛ «Единый учет обращения лиц» (далее АИС).
Анализ показал, что ответственный специалист Отдела систематически ведетучет и регистрацию обращений. В соответствии с требованиями пункта 9 «Правил учета обращений физических и юридических лиц», утвержденных Приказом Генерального прокурора РК №147 от 18 декабря 2015 года – «ответственное лицо обеспечивает своевременность, полноту, достоверность регистрации обращения, достоверность, полноту и своевременность предоставления учетных сведений об обращении физического (юридического) лица в Комитет
Рекомендуется: Строго соблюдать требования Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», а также провести беседу с сотрудниками Отдела по вопросам рассмотрения объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений физических и юридических лиц.
 Анализ показал что, с начала текущего года Отдел не проводил в своей деятельности работу по анти коррупционному мониторингу и внутреннему анализу коррупционных рисков.
Выполнение разрешительных функции
В соответствии с Положением  Отдела, Отдел не имеет право осуществлять разрешительные функции.
  
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
 На основании вышеизложенного рекомендуем:
1)  Исключить практику снятия дисциплинарных взысканий накануне праздников;
2) Решить вопрос об альтернативном  оказании государственных услуг, может быть посредством Портала электронного правительства, во избежания  коррупционного риска и прямого контакта услугодателя и услугополучателя;
3) По итогам текущего года провести внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности Отдела;
4) Строго соблюдать требования Закона Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», а также провести семинар среди сотрудников Управления по вопросам рассмотрения обращений;
5)  Отделу в срок до 20декабрятекущего года разработать План по исполнению рекомендаций указанных в Аналитической справке с указанием сроков исполнения, ответственных лиц и сроков предоставления промежуточной информации по исполнению в Государственно-правовой отдела аппарата акима района. (Исполнение рекомендаций не должно превышать 6 месяцев);
6) Рабочей группе в течении 6 месяцев со дня подписания справки по результатам внешнего анализа коррупционных рисков осуществить мониторинг по исполнению рекомендаций.
 
Члены рабочей группы:                                                         Б.Айменов
                                                                                                     Р.Туребаев
                                                                                                     А.Кисибаева
 
 
Ознакомлен:                                                                             Е.Толкынов